Вопросы внутреннего ценообразования на продукцию, закупаемую по импорту. Особенности и практика в России
В условиях рыночной экономики принципы и методы формирования цен на товары и услуги, как в мировой торговле, так и в национальном„хозяйстве одинаковы. Цена купли-продажи в сделке определяется правилом: это та денежная сумма, за которую готов продать продукцию продавец, и соответственно та, которую готов заплатить за нее покупатель. На деле исходная величина для продавца издержки (себестоимость) и прибыль (не меньшая, чем у других продавцов), а для покупателя, возможно, более низкая цена приобретения такого же товара и других продавцов. Это не зависит от источника происхождения товара, а в данном варианте от того, отечественный он или иностранный. Затраты продавца в таком случае — это издержки на производство (если он продуцент) или издержки на приобретение, для последующей продажи (если он продавец-посредник, которого принято называть «трейдером»).
Последнее практически означает, что в качестве основы (издержек) на импортируемую продукцию для товарной части ввоза выступает таможенная стоимость, представляющая собой сумму импортной стоимости и импортных пошлин и сборов на соответствующий товар. В связи с этим в ценообразовании российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт невыгоден, что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей либо других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию денег от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.
Важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как отмечено выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. с добавлением импортной пошлины и таможенного сбора и валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой в таможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемой определенными способами, предусмотренными в разд. IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:
• по цене сделки с ввозимыми товарами;
• по цене сделки с идентичными товарами;
• по цене сделки с однородными товарами;
• вычитание стоимости;
• сложение стоимости;
• резервный.
Величина затрат пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.
В России принимаются меры по рационализации импортного тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок, превышающих 30%, На сегодняшний день фактический средневзвешенный уровень ставок составляет 10,7%, а средний уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в 3 раза выше, чем в промышленно развитых странах — членах ГАТТ/ВТО, хотя по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведут к развитию монополизма, снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.
Примерная схема расчета внутренней цены реализации конечной продукции выглядит следующим образом: таможенная стоимость товара, выраженная в валюте, пересчитывается по курсу, определенному в установленном порядке, в рубли. Затем к ней прибавляется налог на добавленную стоимость (НДС) согласно утвержденной ставке, а после этого к данной величине по продукции, облагаемой акцизом, соответствующий налог по установленной законом ставке, что позволяет получить базу для последующего формирования оптовой и розничной (потребительской) цены. Первая предполагает учет снабженческо-сбытовой наценки (или нескольких, если оптовый посредник не один), а затем при передаче розничному товаропроводящему звену — торговой скидки. Величина этих компонентов цены должна обеспечить указанным звеньям возмещение затрат и необходимую прибыль, что в результате дает расчетную цену продавца при реализации продукции оптовому и розничному потребителю.
Как и в целом, в рыночной экономике фактическая цена продажи формируется под непосредственным воздействием спроса и предложения, рыночных факторов, определяемых общей рыночной ситуацией, конкретными условиями сделки, степенью конкуренции, зависящей от типа рынка уровнем развитости последнего. Следует при этом учитывать, что реальная рыночная ситуация в регионах России крайне дифференцирована, это предопределяет большой разброс цен реализации, далеко не всегда обоснованный и используемый в сугубо спекулятивных целях.
Похожие работы:
- Вопросы внутреннего ценообразования на продукцию, закупаемую по импорту. Особенности и практика в России
В условиях рыночной экономики принципы и методы формирования цен на товары и услуги, как в мировой торговле, так и в национальном„хозяйстве одинаковы. Цена купли-продажи в сделке определяется правилом...
- Формы и состав государственного внутреннего долга России
В течение последних лет государственный долг РФ резко увеличивается. В частности, динамично растет внутренней государственный долг РФ. Так, с 1 сентября 1993 г. по сентябрь 1997 г. его объем увеличилс...
- Нормативные акты Банка России и практика
Нормативные акты Банка России регулируют денежную систему, банковские операции и некоторые другие вопросы, которые, так или иначе, затрагивают права и законные интересы физических лиц, организаций и г...
- Практика финансового планирования в России и за рубежом
До 1991 г. практически все государственные предприятия разрабатывали годовой финансовый план с поквартальной разбивкой показателей (баланс доходов и расходов). Методика составления этого документа (в ...
- Операции предприятия по импорту и встречные сделки
Импорт товаров и услуг является составной частью внешней торговой деятельности предприятия. Импорт–это покупка товаров (услуг) у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупат...